Пятница,  16.11.2018, 05:58


Главная | Каталог статей | Регистрация | Выход  
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | Приветствую Вас Гость              
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [2]
Полезные материалы [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

философия образования

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Древняя притча

 

Идущий по жизни человек, представляется мне таким вот, мнущим в руке свой кусочек глины и стремящемся из него вылепить счастье. Сделать это очень не просто. Для того, чтоб твое счастье получилось красивым, удобным, привлекательным нужны опыт, знания, умения, понимание того, насколько соответствует твое понимание счастья и общепризнанный идеал, общественные ценности. Все перечисленное человек приобретает в процессе обучения, воспитания, усвоения культурного опыта человечества. Роль учителя в том, чтоб постараться помочь человеку не исковеркать свой маленький кусочек данных Богом возможностей. Широкие полномочия в процессе обучения и воспитания дает учителю сама логика процесса образования.

 Любой учебник по педагогике, любое методическое пособие по преподаванию чего-либо предполагают, что преподавание — это осознанная и целесообразная деятельность.   Учитель учит, ученик учится. Всё просто. Если  обратиться к ситуации в школе, то она окажется совсем непростой. Следует посмотреть всего лишь на состав участников учебного процесса, чтобы заметить наличие проблем. Обучаемый, преподаватель, аудитория, педагогический коллектив, государство, общество, родители,  - все они имеют разные интересы. И эти интересы не всегда совпадают.

Общество и родители, желали бы видеть молодёжь воспитанной  и «культурной». Иначе говоря, тихой и социализированной.  Ученики наименее склонны к рефлексии и хотят хорошо провести время, честно выполнить свои обязательства перед родителями и т.д.

Преподаватель оказывается посредником между участниками  процесса обучения. И именно поэтому он чаще всего определяет, что есть образование. 

Конечно, он находится под давлением и мнения коллег, и инструкций, и родителей. Конечно, у него не всегда идеальные отношения с учениками. Конечно, над ним довлеют общественные установки. Однако, именно по этим причинам он и вынужден больше всех думать и принимать конкретные решения.

В качестве основных задач, которые ставит перед ним общество, выступают ограничение субъекта и адаптация его к существующей культуре. Это можно выразить парадоксальным словосочетанием: дружелюбное насилие.  Первое, что приходит на ум — это то, что так и должно быть. Ведь в начале обучения учащийся является полностью пассивным — обучаемым. Он в оппозиции к преподавателю. Если преподаватель был хорошим, а ученик прилежным, то насилие сменяется убеждением, а убеждение — сотрудничеством.  Значит, в паре «учитель — ученик» сотрудничество, творчество, поиск индивидуального способа познания должны преобладать.

Сегодня, в нелегкий переходный период, меняются ценности и общественные ориентиры. Чтобы педагогической науке не отставать и не находиться постоянно в состоянии перехода к новой педагогической парадигме, уже сейчас требуются новые технологии, причем с прицелом на будущее.

Современные учителя, тонко чувствуя переходный процесс в педагогике, находятся в состоянии выбора. Мой выбор и моя философия образования заключена в культурно-историческом подходе к  педагогике, он способен защитить от следования моде, способен направить развитие по исторически выверенному пути,  реализовывать принципы образования и воспитания в соответствии с духовной канвой развития нашего общества и нашего народа.

Одним из главных принципов своей работы я считаю принцип «диалогизма». При этом      диалогизм предстает, как минимум, в трех аспектах. Во-первых, как большой диалог по всем основным ценностным вопросам,  когда-либо волновавшим человечество: в чем смысл жизни, что такое счастье, что есть любовь, долг, совесть… это — диалог  культур. Во-вторых, как проблема общения людей, в такой форме, когда голос каждого человека, выражающего свои представления о культуре, о жизни, о мире, является ценным, и может быть услышан. В-третьих, как проблема внутреннего диалогического мышления: диалог с собой, внутренний диалог, философский.  При таком понимании диалог предстает феноменом, охватывающим все проявления человеческого бытия: от общественного до индивидуального, от глобальных процессов общения культур до общения с самим собой. Потому в моей работе диалог является одним из ведущих способов педагогической коммуникации. Он отвечает всем требованиям к образованию XXI века, и является главным способом бытия всех участников образовательного процесса.

  Попробую указать на  наиболее важные,   инновационные компоненты, которые диалогический подход вносит в философию образования и воспитания:

  1. Воспитание приобретает характер «формирования себя посредством диалога» - эдификации (Р. Рорти).
  1. Образование и воспитание является двухсторонним процессом. При таком подходе становится ясно, что нельзя вырастить человека на заказ. Но можно помочь ему стать собой, развить заложенные в нем способности, правильно распорядиться тем кусочком глины, который вручил ему в руки Бог. Это принципиально, ибо «делает главной движущей силой   воспитательной системы   потенциал саморазвития личности».
  2.  Диалог — это не спор и не диспут, доминантами которых является стремление к истине. Диалог — это движение во встречном направлении — от собственных истин к пониманию и взаимопониманию. Истина это как бы «территория согласия» (М. Бубер), она в том, что каждая из сторон признает собеседника в качестве уникальности, самоценности, имеющей право на свои суждения относительно всего в мире. Другой истины, кроме взаимопонимания, быть не может. Осуществленный диалог — это уже решение многих воспитательных задач — понимания и взаимопонимания, заботы и терпимости, умения слушать и слышать.
  3. В таком исполнении диалог никогда не может быть закончен. Диалог — не способ познания другого, а способ бытия, со-бытия воспитателя и воспитанника в школьном сообществе, при котором отсутствует взаимное отчуждение.
  4. Диалог — это общение. Это не поучения другого, не выяснения, кто виноват, а поиск общих ценностей и смыслов. На разногласиях не останавливаются, их не фиксируют, различные точки зрения не сопоставляют, а просто каждый предъявляет свою позицию. Другая же сторона пытается понять эту позицию, принимая ее как ценность, способную обогатить, расширить горизонт моего сознания.

 

Мое понимание философии образования также предполагает удержание себя от попыток вторгнуться в духовный мир ученика, и самое трудное — постоянная встреча со своей совестью, которая непрерывно   указывает, где и как ты нарушил суверенитет собеседника, посягнул на его свободу, не удержался от поучений, оценок, самоутверждения. Это напряженное усилие поддерживать, оберегать, взращивать индивидуальность собеседника. Это также напряжение, связанное с усилиями быть понятым. Ведь как гласит восточная мудрость: «Правду говорят двое: тот, кто рассказывает, и тот, кто слушает». Надеюсь, что моя педагогическая философия поможет моим ученикам правильно распорядиться тем кусочком глины, который вручил им Бог для достижения счастья.

 

 

Не менее важными элементами своей педагогической системы я считаю профессионализм и справедливость. Как сказал   И. Гете: «Немало можно добиться строгостью, многого - любовью, но больше всего - знанием дела и справедливостью».

Нашей  главной заповедью должна как и у врачей стать «Не навреди!», ведь учитель имеет дело с душами учеников. Мы должны, используя все свои знания и умения постараться создать для каждого ситуацию успеха, дать возможность окрепнуть крыльям наших учеников. Придет время, и они станут взрослыми, выпорхнут в жизнь,  но обязательно будут возвращаться, чтобы поделиться своими радостями и горестями. Это и есть самая главная награда за наш учительский труд.

Выбраться из кокона бабочка пыталась,
К узенькой расщелине долго примерялась.
Тоненькие крылышки старалась так сложить,
Чтоб быстрее выбраться и на воле жить.
Слабенькими лапками толкала свой ковчег -
Эти все мучения увидел человек.
Ни гадать, ни думать долго он не стал –
Очень хрупкий кокон просто разломал.
Маленькая бабочка видит Божий свет,
Но порхать, от радости, сил у нее нет.
Ползает бедняжка, крылья волоча,
И в своем спасителе видит палача –
Чтобы ей окрепнуть в домике своем,
Ей дала природа в коконе разлом,
Чтобы она,  ворочаясь, окрепла, подросла,
Чтобы влагу кокона для себя взяла,
Чтоб целебной силой крылья налились,
А  пришло бы время – улетела ввысь…

 

 

 

Ничто не дается даром в этом мире, и приобретение знания - труднейшая из всех задач, с какими человек может столкнуться.

Карлос Кастанеда, "Учение дона Хуана” 

Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (03.07.2011)
Просмотров: 1195 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 1
1 Оксана Родионова  
Замечательно сказано! И смело. Ведь не каждый учитель, да и не только учитель, решится на диалог. Гораздо легче поучать и авторитарно указывать... Увы.

Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта

Поиск


Copyright MyCorp © 2018Бесплатный конструктор сайтов - uCoz