Вторник,  21.11.2017, 22:18


Главная | Каталог статей | Регистрация | Выход  
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | Приветствую Вас Гость              
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [2]
Полезные материалы [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Работа с одаренными детьми


       Любому обществу  нужны одаренные люди, ведь именно они двигатель прогресса. Мне кажется, что одаренные дети -  будущая элита страны, от которой  зависит ее дальнейшее развитие. Главная задача учителя - помочь ученику развить свои задатки, способности,  интеллект. Одарённые дети - признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.   В течение XX века одаренных детей пытались найти с помощью тестов коэффициента интеллекта, но сегодня этот подход признан ограниченным. Однако, многие исследователи отмечают, что одарённые дети имеют характерные заметные черты, обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не может удовлетворить. Поэтому и возникает проблема работы с одаренными детьми. 

Исследователи выделяют уровни одаренности: 

  • «Яркий», просветленный: 115+, или 1 из шести (17 %)
  • Умеренно одаренный: 130+, или 1 из 50 (2 %)
  • Высоко одаренный: 145+, или 1 из 1000 (0,1 %)
  • Исключительно одаренный: 160+, или 1 из 30 000 (0,003 %)
  • Необычайно одаренный: 175+, или 1 из 3 миллионов (0,00003 %)

Становится понятно, что учитель в своей работе чаще всего имеет дело с яркими и умеренно одаренными детьми.




        Какого же ребенка считать одаренным? В психологии  есть альтернативные подходы к решению проблемы.

Один  подход понимает одаренность как дар «свыше», которым наделены единицы, избранные. Если следовать ему, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности.       

Другой подход понимает, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Это отражение гуманистической тенденции является идеологической базой всеобщего образования. Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. Мне ближе именно эта трактовка одаренности.

Каждый ребенок неповторим, но есть ряд черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем, наряду со скрытыми, много таких, которые могут быть замечены, и являются помощью в работе учителя. Этих детей отличает:
- 90 % - высокий интеллект, любознательность, настойчивость, сильная воля;
- 75 % -критичность, прямолинейная честность, трудолюбие, экспрессивность.
Вот еще один список качеств, характерных для будущих творцов (по Савенкову).
1. Рано овладевают знаниями в избранной сфере.
2. Имеют высокий интеллект, хорошую память.
3. Увлечены своим делом, энергичны.
4. Демонстрируют яркую независимость, стремление работать в одиночку.
5. Умеют себя контролировать.
6. Имеют стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.
7. Умеют быстро приобретать художественный, практический и интеллектуальный опыт.
Естественно предположить, что формирование и развитие этих качеств у детей можно рассматривать как залог развития будущей одаренности, а следовательно, и как специальную педагогическую задачу по её развитию.

Существуют несколько стратегий обучения, которые я использую в своей работе. Каждая стратегия позволяет в разной степени учесть требования к работе с одаренными детьми.

1. Ускорение. Этой стратегией я пользуюсь, когда возникает необходимость учесть потребности и возможности детей, отличающихся высоким темпом развития.

2. Углубление. Эффективно по отношению к детям, увлеченным той или иной темой, предметом. При этом мы более глубоко изучаем отдельные темы, часто выходим за рамки школьного курса.

3. Обогащение. Эта стратегия предполагает обучение с выходом за рамки традиционных тем за счет метапредметности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы.

4. Проблематизация. Предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо элементом обогащенных программ, либо внеурочной деятельности. Я широко использую эту стратегию в своей работе. Она включает в себя и проектную деятельность и Диспут-клуб, и заседания исторического кружка.

Две последние стратегии обучения позволяют максимально учесть особенности одаренных детей, поэтому должны быть в той или иной мере использованы как при ускоренном, так и при углубленном вариантах построения рабочей программы.

В своей работе я комбинирую эти стратегии и использую приемы и методы, которые позволяют развивать в моих учениках качества, присущие одаренным  детям.
Любознательность. Любопытство - характерно для каждого здорового ребенка.  У большой части детей любопытство не перерастает в любознательность, их поисковая активность носит ситуативный, неустойчивый характер. Важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям, а она - в устойчивую познавательную потребность, поэтому я всячески стимулирую любознательность ребят, желание находить новые источники информации, знакомить с ними всех ребят. Использую такой прием как
актуализация, использование исследовательских методов, создание ситуаци успеха, метод парадокса.

Сверхчувствительность к проблемам. С. Л. Рубинштейн писал «...только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует». Застывшее содержание в изучении предмета,  доминирование репродуктивных методов обучения – вот что подавляет  детскую сверхчувствительность к проблемам. На уроках и во внеурочной работе я стараюсь создать ситуацию, которая побудила бы ребят находить разночтения в исторических оценках одного события, замечать несответствия в существующих положения закона и реальной жизни и многое другое. Использую работу с документами и отзывами современников, проекты, исследования, развитие критического мышления.

Надситуативная активность. Д. Б. Богоявленская заметила, что для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. После изучения многих тем, круг вопросов не уменьшается, а наоборот – расширяется, побуждая ребят искать ответы. Так у моих ребят возник «Манифест неоанархической партии», проект «Пенсионная реформа в РФ» и многие другие работы.

Повышенный интерес к дивергентным задачам.  Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных (имеющих множество правильных ответов) задач.  Люди, не склонные к творчеству, к исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный ответ. Способность решать дивергентные задачи - важнейшее условие успеха в творческой деятельности: научном поиске, создании произведений искусства, руководящей работе, предпринимательстве. Собственно, таковы практически все важные задачи, решаемые человеком в жизни: какую избрать профессию? где жить? с кем создавать семью?Для обсуждения подобных тем мы широко используем работу в форме диспутов, конференций, круглых столов, конференций. Использую работу над политическим портретом политического деятеля, оценку проводимой реформы, рассмотрение последствий исторических событий.

Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Оригинальность ярко выражается в тематике и характере творческих работ, сочинений, проектов и других продуктах учебной деятельности. В качестве зачетных работ по изученным темам мы используем  написание проблемных эссе, мини-проектов, создание творческих видеофильмов, групповых и индивидуальных проектных работ и пр. Использую критический анализ источников, высказываний современников, диспуты, дискуссионные обсуждения.

Способность к оценке. Предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей. Это составляющая критического мышления. Формировать подобную способность я начинаю с 5 класса, когда приходящие ко мне ребята начинают принимать участие в исторических играх, оценивают себя и своих одноклассников сами. Главным условием при этом является четкая аргументация оценки (первоначальные критерии составляются в виде списка учителем, в более старших классах ребята разрабатывают свои системы критериев). Использую созданный мною прием работы "Воронка времени".

Особенности склонностей и интересов.  Многим детям недостаточно базовых знаний. Я готова заниматься сверхурочно с жаждущим знаний учеником, даже если тот пока не проявляет особо выдающихся способностей.Часто такие ребята "выстреливают" через год, два и показывают высокий уровень способностей в изучаемых предметах, занимают призовые места в олимпиадах, конкурсах. Демонстрируют заинтересованность в изучении предмета сверх программы.

Соревновательность.  Конкуренция - важный фактор развития личности и закалки характера. Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных состязаний, очень важен для дальнейшей жизни. Без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. Через соревнование ребенок формирует представление о своих возможностях, приобретает уверенность в своих силах. В своей работе я широко использую игры ("Геймер", "Исторический калейдоскоп", тематические игры), уроки в форме судебного заседания,  викторины, интеллектуальный марафон, Брейн-ринг между классами одной параллели, конкурсы и олимпиады. Это позволяет ребенку поверить в свои силы, научиться спокойно переносить неудачи, корректировать свою подготовку, находить и исправлять недостатки и пробелы в знаниях.

Безусловно помогает комплексному развитию всех этих черт личности и внеурочная работа:

1) индивидуальная работа, работа в группе «Диспут-клуб»

2) работа по исследовательским и творческим проектам

3) заочная школа МГУ по истории и обществознанию, исторический кружок

5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад; золотое руно, эйдос, олимпиады

6) детские научно-практические конференции  «Шаг в будущее»

7) творческая работа в школьном музее

Если каждый одаренный ребенок имеет определенные  черты личности, то логично предположить, что комплексное развитие этих  черт в личности ребенка может перерасти в одаренность. Одаренность – одна из составляющих внутреннего мира человека. Существует  мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, "Талант всегда пробьется". Однако по оценке А. Маслоу, самодеятельное раскрытие одаренности на практике - большая редкость. Ее достигают лишь около 1 % всех родившихся. Большинство людей по разным причинам так и не раскрывают свой творческий потенциал.
            Целостный подход к одаренному ребенку необходим, чтобы суметь развить его способности, реализовать его дар. В этой связи выделяется роль учителя. Учитель, работающий с одаренными детьми, кроме настойчивости и уверенности в себе, должен иметь творческое начало, интеллект, чуткость. Именно учитель создает атмосферу, которая может вдохновлять ученика или разрушать его интересы,  развивать или игнорировать способности, поддерживать или тормозить творческое начало, стимулировать или отрицать критичность мысли, облегчать или тормозить успехи.   

 


     

Библиография


  • М.Н.Скаткин . «Школа и всестороннее развитие детей» .М. Просвещение,1980

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (05.08.2011)
Просмотров: 3307 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта

Поиск


Copyright MyCorp © 2017Бесплатный конструктор сайтов - uCoz